Говорим правильно: о развитии речи малыша

Говорим правильно: о развитии речи малыша

Одни из самых значимых для человека событий в жизни это встать на ноги, сделать первый шаг и сказать первое слово. Именно эти этапы когда-то сделали нашего далёкого предка ближе к нам сегодняшним, чем та же самая пресловутая палка-копалка. «Инструменты», как известно используют и некоторые животные, а вот речь — прерогатива человека.

Хотя, оговоримся и признаем тот факт, что общение многих животных между собой вовсе не  на уровне телепатии. Практически все млекопитающие, многие земноводные, птицы — общаются между собой звуками. Сообщают об опасности, о том, что где-то есть еда, привлекают самок и отпугивают соперников. Есть даже исследования о том, что растения тоже выделяют определённые вещества «страха», когда попадают под град или их топчут и рвут. Но можно ли назвать это речью? Наверное, всё таки нет.

Возможность говорить, а не просто произнести, а выразить свой внутренний мир, описать мир внешний, показать, как прекрасно может быть слово — этот дар только для людей. И конечно, родители ждут первых слов, как манну небесную. Ведь это поможет общаться с малышом не только «гляделками», улыбками словно в испорченный телефон. Очень интересно наблюдать, как будто лампочки, загораются новые новые слоги, слова, предложения. Удивительно слышать рассуждения о мире, устами ребёнка. Просто о сложном — так умеют только дети. Этот опыт бесценен.

Но и родительские тревоги часто связаны именно с речью. Когда кроха заговорит? Как помочь малышу осознать потребность к разговору, к выражению своих мыслей? Ведь это именно та функция организма, где «само всё не разовьётся». Надо обязательно заниматься. А главное надо с ребёнком говорить. Проговаривать названия предметов, свои действия, читать ему книжки. Особенно стихи. Дети, даже в грудном возрасте удивлённо замирают, когда слышат ритм чтения. Много прекрасных детских книг на казахском и русском языках от рождения и до подросткового возраста вы можете присмотреть в магазине MARWIN

Кроме чтения, очень помогает развитию, в том числе и речи тактильный опыт. То есть осязание мира пальцами, становление мелкой моторики. Дело в том, что центр речи и центр мелкой моторики находятся в мозгу рядом друг с другом. И как говорят психологи: «руки тянут за собой слово».

Для совсем маленьких детей очень здорово будет предложить для ощупывания разные «шуршалки», тряпочки с ворсом и без, погремушки. Для тех, кто постарше, примерно с года и до шести прекрасно помогает развитию среда и занятия, сформированные по принципу Марии Монтессори. Наверняка вы слышали о таком направлении педагогики? Это сегодня очень модно и не спроста. Идея заключается в том, что обучение ребёнка происходит через его самостоятельные открытия. То есть главные принципы это свобода выбора занятий самим малышом, неограниченная активность в ограниченном безопасном пространстве, познание мира самостоятельно.

Мария Монтессори, итальянский педагог, верила в то, что разум ребёнка, словно губка впитывает окружение. И не надо ему мешать, прерывать познание, надо лишь направить. Справедливости ради, надо признать, что нет однозначного мнения на эту систему, но то, что такие занятия малышу всё же иногда полезны отрицать не будем. Они тоже помогают развитию спонтанной речи. Ведь любое самостоятельное открытие для крошки событие и оно чаще всего провоцирует появление новых в лексиконе звуков и слов. Кстати, хотим сказать, что игровая площадка Mini City в MEGA Park Almaty частью тоже сформирована по принципу Монтессори. Это интерактивная среда, среда, которая позволяет малышу изучить мир, примерить на себя новые роли, общаться со сверстниками в непривычном для себя ключе. Обязательно приводите сюда детей, им там очень понравится.

По мнению врачей, обычно к двум годам ребёнок должен заговорить. Если этого не происходит всё же советуем не ждать и обратиться к доктору, что бы понять, есть ли повод для беспокойств. Для того, что бы речь воспринималась ребёнком прицельно, специалисты советуют ограничить просмотр мультфильмов и ТВ, особенно детьми до трёх лет. Иначе ребёнок может воспринимать ваши слова, обращённые к нему, как просто фон из телевизора.

Кстати, по одним из последних исследований, проведённых в Канаде, дети, в чьих семьях были домашние питомцы начинали говорить чуть раньше сверстников. Животные помогают детям проявлять эмпатию, общение с ними развивает, опять таки, тактильные рецепторы пальцев и, конечно, животное для малыша всегда — друг. А другу можно довериться, иногда   рассказать стих или сказку. Если у вас нет возможности завести дома питомца, то приходите с детьми в наш Контактный зоопарк. Восторг от общения с милыми кроликами обеспечен не только малышам. Мы видели краем глаза родителей, которые с восторгом кормили «ушастых-пушистых» морковкой. Это очень расслабляющее занятие, надо сказать.

В заключении хотим вам сказать, что дети открыты миру, они умеют удивляться тому, что мы уже считаем обычными вещами. И чаще именно удивление и восторг толкают на новые скачки в развитии. Позвольте малышам смотреть на мир удивлёнными глазами, рассказывайте им, показывайте, как мир прекрасен и ваш ребёнок обязательно удивит вас новыми открытиями в чудесной стране слов.